Концертная афиша января: Вена, Гамбург, Санкт-Петербург, Париж, Москва

12, 13, 14 января в Большом зале Венского Концертхауса — Wiener Konzerthaus — оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева исполнит все шесть симфоний Петра Ильича Чайковского. Интересно, что, формируя программы, маэстро отказался от хронологического принципа. Очевидно, дирижеру важнее показать контрасты и разнообразие художественных концепций. Но не уйдут в тень и родственные связи контрастирующих образцов.

Так, 12 января прозвучат Первая и Шестая симфонии («Зимние грезы» и «Патетическая»). Они разделены почти тремя десятилетиями. Обе на премьерах не были единодушно приняты публикой. Со временем пришло понимание того, что «Зимние грезы» — это первый высокохудожественный образец русской симфонии, а «Патетическая» — новое слово в европейском симфонизме и, шире, форме осмысления действительности.

13 января будут исполнены Вторая («Малороссийская») и Пятая симфонии. Что дает слушателю соседство фольклорно-жанровой симфонии  и симфонии-драмы с пугающими предвосхищениями темы «Ленинградской» симфонии Шостаковича? Кроме невероятного контраста впечатляет то, что Чайковский не поддается на провокации материала. Вторая симфония, пронизанная народными темами, не допускает отклонений в сторону сюиты или дивертисмента и уж тем более в сторону «простенького и понятненького». А Пятая симфония, посвященная сущностным вопросам бытия, не превращается в башню из слоновой кости.

14 января Гергиев завершит цикл исполнением Третьей и Четвертой симфоний. В хронологическом плане они соседствуют: партитуры разделены всего двумя годами. Но Третья (называемая «Польской») не по хронологии, а по сути завершает первую трилогию симфонических исканий Чайковского, Четвертая вводит слушателей уже в совсем другую систему симфонических координат.

Валерий Гергиев в одном из недавних интервью поднял тему нашего культурного беспамятства: «О чём тут говорить, если даже имя Чайковского для кого-то у нас сегодня пустой звук? А между тем Чайковский стал, по сути, главным национальным композитором Америки и Японии!»

Будем ждать от маэстро регулярного исполнения симфонического цикла Чайковского в формате трех вечеров и в России: в его силах сотворить чудо с нашей культурной памятью.

14 января в Моцартовском зале (MozartSaal) Концертхауса можно будет услышать очаровательную Юлию Лежневу. Вместе со своим постоянным концертмейстером Михаилом Антоненко она представит изысканную камерную программу. Мы знаем Юлию как покорительницу  барочных вершин. Совсем недавно певица представила публике свое понимание Моцарта. Сейчас она готова познакомить нас с новыми именами в репертуаре — Шубертом, Беллини. Но самым захватывающим будет знакомство с Глинкой, Чайковским, Рахманиновым: их романсы также вошли в венскую программу Юлии Лежневой. Даже названия произведений русской части концерта звучат выразительнее самого яркого анонса: «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Нет, только тот, кто знал…»

Несомненно, умная и деликатная Юлия найдет свою интонацию в каждом таком знакомом и таком новом сочинении.

17 января в Эльбской филармонии Миша Майский представит баховскую программу: он исполнит Первую, Четвертую и Пятую сюиты для виолончели соло. Эти сочинения Баха всегда присутствовали в репертуаре музыканта. Они взрослеют, меняются вместе с исполнителем. Музыка, в которой виолончелист остается один на один с публикой – без концертмейстера, без партнеров по ансамблю, без оркестра, — требует от него не бравады, не артистического темперамента, а смирения. Миша Майский часто повторяет в интервью мысль о том, что исполнитель – это слуга композитора и музыки. Выдающийся виолончелист выстроил собственную концепцию общения музыканта и публики. Самый элементарный уровень – физический: звук, рождаемый музыкантом, долетает до слуха сидящих в зале. Далее звуку предстоит обратиться к интеллекту слушателя (это труднее). И вот – самое сложное: прямое попадание в сердце.

Пожалуй, сюитам Баха, написанным почти 300 лет назад, будет непросто добраться до самого сердца. Этот путь легче проделать с музыкой Дворжака, Брамса, Чайковского. Но сомнений в том, что Миша Майский найдет эмоциональные тропы от неспешного Баха к нам, рабам скоростного интернета и прочих фаст-феноменов, нет.

          20 января в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии заслуженный коллектив России академический симфонический оркестр под управлением маэстро Темирканова и выдающаяся пианистка Элисо Вирсаладзе представят сочинения Моцарта, Прокофьева и Чайковского.

Пятнадцатый концерт для фортепиано с оркестром, написанный Моцартом в 1784 году, не относится к числу шлягерных. Его играют реже концертов №20, 23, 24. Но он относится к числу изысканно виртуозных, эстетически безупречных партитур, требующих от исполнителей абсолютного музыкального вкуса. Говоря о своем недоверии к аутентизму, то есть исполнительству, безоговорочно преданному исторической традиции, Элисо Константиновна предлагает взглянуть на любую оперу Вольфганга Амадея: «Ну, какой там аутентизм, если она наполнена той невероятной энергией, которая свойственна гению Моцарта, <…> в ней калейдоскоп ярких персонажей, у каждого свой особенный характер, и часто эти характеры нам очень знакомы по нашей эпохе». Так и в фортепианном концерте: живая энергия, свое лицо (с подвижной мимикой и выразительными глазами) и никаких языковых анахронизмов.

Моцарт прозвучит в очень корректном окружении, образованном «Классической» — Первой — симфонией Сергея Прокофьева и «Патетической» — Шестой – симфонией Петра Чайковского. В «Классической» предлагается игровой, чуть ироничный взгляд на стиль XVIII века. Кстати,  ирония и игра – частые спутники моцартовского вдохновения. В «Патетической» воплощен образ внутреннего монолога на тему Жизни и Смерти. Моцарт во многих своих партитурах раскрыл и неизбежность, и болезненность разговоров с собой на эту тему.

Почти сразу после концерта в Санкт-Петербургской филармонии начнется европейский тур оркестра под управлением Юрия Темирканова.  23 января коллектив выступит в Театре Елисейских Полей — Théâtre des Champs-Elysées. В программу вошли сочинения Чайковского. Первый фортепианный концерт исполнит Борис Березовский. Вместе с маэстро Темиркановым пианист подготовил уже несколько программ. Сотрудничество с таким строгим и мудрым музыкантом, как Юрий Хатуевич, — превосходная рекомендация и гарантия исключительного художественного качества.

Январская программа является финальной частью проекта, начатого Темиркановым в прошлом сезоне: тогда в Théâtre des Champs-Elysées прозвучали Четвертая и Пятая симфонии Чайковского. В этом сезоне маэстро завершает симфоническую трилогию – одну из самых мощных в мировой музыке.

28 января в Концертном зале имени Чайковского прозвучит Первый фортепианный концерт Сергея Рахманинова (1891) и Пятая симфония Сергея Прокофьева (1944).  Интересно, что в программу вошли сочинения, разные по «возрастной принадлежности». Первый концерт действительно относится к первым сочинениям Рахманинова: ему было только 18, когда он решил попробовать себя в непростом концертном жанре. А вот Прокофьев свою Пятую симфонию написал, уже перешагнув 50-летний рубеж.

Рахманиновский концерт будет исполнен Николаем Луганским с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Светланова под управлением Александра Ведерникова.

Пианиста всегда отличала некоторая консервативность в выборе репертуара (как известно, особая роль в нем отведена Рахманинову). Луганский объясняет отсутствие в своих программах современных авторов очень просто: эта музыка не вызывает в нем эмоционального отклика. «Когда ты выходишь на сцену и не испытываешь состояние острой влюбленности в музыку, которую играешь, то в общем-то можно и не выходить на сцену», — добавляет пианист. Мало кто из композиторов может конкурировать с Рахманиновым…

Сейчас Александр Ведерников в силу разных обстоятельств (прежде всего условий контрактов) не так часто обращается к русской музыке, но эта сфера по-прежнему остается для него трепетно любимой. Он с восхищением вспоминает о репетициях Евгения Светланова, которые посещал, когда еще был студентом, и напоминает публике о колоссальном объеме русской музыки, исполненной великим дирижером. «По масштабу сделанного это действительно музыкальная вселенная», — убежден Ведерников. Закономерно, что в московскую программу, подготовленную им с ГАСО имени Светланова, вошли сочинения двух современников – Рахманинова и Прокофьева. Несмотря на разницу в возрасте, в миропонимании, в жизненных маршрутах, они не просто работали в эпицентре бурных культурно-исторических процессов первой половины ХХ века, но и сами эти процессы инициировали.

 

Автор: Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона