Концертная афиша марта: Амстердам, Париж, Гамбург, Москва

Консертгебау

16 марта в амстердамском Консертгебау Филипп Херревеге продирижирует «Страстями по Иоанну» И.С. Баха.

Филипп Херревеге – один из самых именитых и востребованных музыкантов наших дней. Блестящая карьера Херревеге началась в 1970 году, когда он основал ансамбль Collegium Vocale Gent. Благодаря энергии молодого музыканта и его новаторскому по тем временам подходу к исполнению барочной музыки ансамбль быстро приобрел известность. Изучение и исполнение музыки Ренессанса и барокко на протяжении почти полувека остается в центре внимания маэстро.

Филипп Херревеге – обладатель множества престижных наград. В 1990 г. европейские критики признали его «Музыкальной персоной года». В 1993 Херревеге и Collegium Vocale Gent были названы «Культурными посланниками Фландрии». В 2010 году он награжден «Медалью Баха» г. Лейпцига как выдающийся исполнитель сочинений И. С. Баха и за многолетнее служение и приверженность творчеству великого немецкого композитора.

«Страсти по Иоанну» – одно из наиболее глубоких и совершенных произведений Баха. Не каждая опера достигает таких вершин выразительности и музыкально-театрального напряжения, как оркестровая интродукция к «Страстям по Иоанну». С первых же звуков безостановочная нервная пульсация баса и кружащийся водоворот скрипок вовлекают слушателя в действие. На этом фоне вступление голосов, поющих песнь во славу Христа, производит поразительное впечатление. Свет против тьмы, добро против зла, дух и плоть, правда и ложь – в музыке Баха сконцентрированы абсолютные категории и глубоко личные, близкие каждому переживания, выраженные на универсальном языке музыки.

«Страсти по Иоанну» прозвучат в исполнении хора и оркестра Collegium Vocale Gent с участием немецкой сопрано Доротеи Мильдс. Исполнительница барочной и современной музыки, давняя соратница Херревеге, записала вместе с ним и ансамблем Collegium Vocale Gent несколько сочинений Баха.

21 и 23 марта прозвучит «Турангалила-симфония» Оливье Мессиана в исполнении Нидерландского филармонического оркестра под управлением Марка Альбрехта, выдающегося интерпретатора позднеромантической и современной музыки. В 2019 году Альбрехт стал лауреатом престижной премией International Opera Awards как лучший дирижер года.

Партию фортепиано исполнит французский пианист Роже Мюраро, один из ведущих специалистов по фортепианным произведениям Оливье Мессиана. Сам композитор высоко ценил исполнение Мюраро своих сочинений. В 1998–2001 годах Мюраро записал всю фортепианную музыку Мессиана на семи компакт-дисках – эта запись заслужила множество одобрительных отзывов критики. В июне 2017 года в Токио Роже Мюраро исполнил мировую премьеру фортепианного сочинения Мессиана «Славки департамента Эро – концерт кустарников», ноты которого были воссозданы пианистом по эскизам Мессиана, хранившимся в Национальной библиотеке Франции.

Написанная в 1946-1948 годах «Турангалила» Мессиана – самая масштабная симфония XX века, эмблема послевоенного авангарда. В ней 10 частей, написанных для огромного оркестра, фортепиано и волн Мартено. Название составлено из двух санскритских слов «туранга» и «лила», что может быть истолковано как «песнь любви, гимн радости, времени, ритму, движению, жизни и смерти».

Мессиан смешивает в музыке противоположности – кельтские и индийские мифы, эпатаж и китч, изобретенные им самим музыкально-языковые системы, идеи о соответствии звука и цвета и музыкальную орнитологию (собственные детальные расшифровки пения множества видов птиц Мессиан переносил в партитуры).

Экзотическая чувственная музыка «Турангалилы» была вдохновлена легендой о Тристане и Изольде. В ней отразились размышления о жизни, смерти и ослепительной силе любви, вырастающей до космических масштабов. Жена Мессиана, Ивонн Лорио, говорила, что звучание волн Мартено для Мессиана буквально передавало звучание божественного космоса: «Мессиан был католик, и точно такие звуки, какие издают волны Мартено, он ожидал услышать после смерти, на небесах».

Театр Елисейских Полей

21 марта в Театре Елисейских Полей состоится сольный концерт Николая Луганского. В программе вечера – Бетховен Соната №28 op. 101, Соната № 23, op. 57 «Апассионата» и Сезар Франк Прелюдия, ария и финал для фортепиано, FWV 23, Прелюдия, хорал и фуга, FWV 21.

Николай Луганский – один из самых ярких пианистов своего поколения, романтический герой современной фортепианной игры. «Пианист всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперед не себя, а музыку…», – так охарактеризовала исполнительское искусство Луганского газета The Daily Telegraph. Лауреат ряда международных конкурсов, он – музыкант международного класса, представляющий российское искусство во всем мире.

Луганский сотрудничает с лучшими оркестрами мира, выступал более чем с 240 дирижерами, на его гастрольной карте – Бельгия, Великобритания, Ирландия, Венгрия, Румыния, Испания, Италия, Германия, Франция, Япония, США, Сингапур, Южная Корея.

Записи музыканта, выпущенные в России, Японии, Голландии и Франции, получили высокую оценку в музыкальной прессе многих стран: «…Луганский не только великолепный виртуоз, он, прежде всего, пианист, который целиком погружается в музыку за красотой…» (Bonner Generalanzeiger); «Главное в его игре — изысканность вкуса, стилистическая и текстовая безупречность… Инструмент звучит как целый оркестр, и вы можете услышать все градации и нюансы оркестровых голосов» (The Boston Globe).

Луганский не имеет себе равных в исполнении произведений Рахманинова, Прокофьева и Чайковского, но ими его репертуар не ограничивается. Людвиг ван Бетховен и Сезар Франк тоже значимые вехи.

Триптих «Прелюдии, хора и фуги» Сезара Франка – поклон французской музыке, которую русский пианист регулярно включает в свои программы. Сложная партитура, извилистые гармонии и элегантный контрапункт Франка создают в его произведениях элемент неожиданности. Эта музыка требует от исполнителя большого мастерства, но не в смысле виртуозности, а в отношении безупречной ясности и тонкой колористики.

К Бетховену у Луганского особое отношение. Пианист рассуждает о нем так: «Бетховен слышал музыку бескомпромиссно, абсолютно независимо от того, для чего он ее писал. …В музыке Бетховена очень сильна логика развития и не столь важен элемент колористического обаяния взятого аккорда, то есть вы не можете спрятаться просто за красоту сиюминутного звучания. В этом сложность музыки Бетховена. А притягательность ее в силе духа. Этот невероятно богатый мир показывает, как человек в самой трагической ситуации находит в себе силу для дальнейшей жизни и творчества, для преодоления любой душевной катастрофы. У Моцарта музыка божественная, у Бетховена при всей ее жесткости она невероятно человечная в смысле того, что ее писал человек, иногда сверхчеловек, именно он писал, и это всегда о нем».

Эльбская филармония

18 марта в Эльбской филармонии состоится концерт сопрано Симоны Кермес, которую журналисты за уникальный голос и мастерство прозвали «королевой барокко» и «барок-звездой» за фантастический темперамент. Основа репертуара певицы – музыка барокко и раннего классицизма: от Перселла и Вивальди до Глюка и Моцарта.

Певица выступала на крупнейших фестивалях в Вене, Шветцингене, Шлезвиг-Гольштейне, Дрездене, Рейнгау, Лиссабоне, Рурской триеннале искусств, Триеннале в Кёльне, фестивалях Баха в Бонне, Figuressacrées в Париже, «Пражская осень». В числе оркестров, с которыми сотрудничает Симона Кермес, лейпцигский Гевандхауз-оркестр, Дрезденская капелла, Венецианский барочный оркестр, Пражский симфонический оркестр, оркестры Мадрида, Болоньи и Тосканы.

Сольные концерты певицы проходили во многих городах Европы, США, Австралии, Китая, Японии, Мексики и даже Султаната Оман.

В апреле 2013 года Симона Кермес стала лауреатом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Опера — лучшая женская роль» за партию Фьордилиджи в спектакле «Так поступают все» Пермского театра оперы и балета.

Экстравагантная барок-дива умеет удивить даже классическим репертуаром, насыщая его своей ураганной энергией.

Для своей последней подборки арий Симона Кермес, известная своими хорошо продуманными тематическими программами, провела исследования в библиотеках по всему миру и нашла несколько интересных партитур. Среди них доселе неизвестные барочные арии, виртуозные и трогательные одновременно.

В программе концерта прозвучат произведения Вивальди, Антонио Кальдара, Баха, Рамо и песни Стинга в новой барочной аранжировке.

Венская филармония Музикферайн

12 марта на сцене Венской филармонии Музикферайн сойдутся две звезды – сопрано Рене Флеминг и пианист Евгений Кисин.

Рене Флеминг – золотой стандарт полного лирического сопрано по американской версии оперного пения, абсолютная примадонна нью-йоркской Метрополитен-опера. Она блестяще исполняет такие разноплановые партии как вердиевская Дездемона и генделевская Альцина. В ее репертуаре представлен весь цвет мировой оперы – итальянская, немецкая, французская, русская, везде она показывает свой роскошный талант, наполняя каждую ноту невероятным смыслом и эмоциями, особым шармом и неповторимым обаянием. Она Музыкант с большой буквы, превосходящая многих остальных певиц в умении сочетать безупречную технику и глубину, искренность исполнения, а также благородство и аристократичность в манере держаться на сцене.

Сочетание вокального мастерства и красоты тембра, стилистической универсальности и драматической харизмы делает любое ее выступление большим событием.

Евгений Кисин – настоящий поэт-музыкант, сочетающий филигранную технику и экспрессию. Ему подвластны и бурные романтические волны и хрупкая красота романтизма.

Поэтичная и утонченная программа концерта составлена из произведений Франца Шуберта, Ференца Листа, Клода Дебюсси и Анри Дюпарка.

Концертный зал Зарядье

15 марта в концертном зале Зарядье состоится одно из самых ожидаемых событий концертной жизни Москвы в 2020 году – в столицу приедут Джованни Антонини и ансамбль Il Giardino Armonico.

Знаменитый итальянский ансамбль Il Giardino Armonico, созданный в 1985 году итальянским флейтистом и дирижером Джованни Антонини и лютнистом Лукой Пианка – один из главных авторитетов в области исторического исполнительства.

«Пороховому темпераменту и подвижной эмоциональности итальянских барочников аутентичная метода не узда, а, наоборот, как будто бы подспорье и даже стимул, – пишет «Коммерсантъ». – Такое музицирование – с жаром, с улыбкой, с реактивными темпами и немузейным обаянием – легче принять не за переутонченный деликатес для понимающих, а за самую общепонятную, располагающую и душевную «кухню».

Джованни Антонини тщательно продумывает программу каждого концерта. В этот раз концерт под названием La morte della ragione («Смерть разума») проведет слушателя через рубеж эпох – от ренессансной рациональности к эмоциональности барокко.

 

Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»

 

При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона