Концертная афиша мая: Дрезден, Париж, Гамбург, Вена, Москва

12 и 15 мая в Дрездене, во Дворце культуры — Kulturpalast — Люка Дебарг и оркестр Дрезденской филармонии под управлением Бертрана де Бийи представят программу, в которой соединились произведения композиторов трех эпох. Любопытно, что самый «взрослый» опус старше среднего на 100 лет, и почти те же 100 лет отделяют «среднего» от «младшего». Раскроем интригу: это Симфония №103 — «С тремоло литавр» — Йозефа Гайдна (1796), Пятый фортепианный концерт Камиля Сен-Санса (1896) и «Мистерия момента» Анри Дютийе (1989).

Программа весьма изысканная. Есть в ней и скрытый объединяющий фактор: это темброво-колористические изыски, увлекавшие все трех авторов. Сегодня тремоло литавр никого не впечатлишь, но в конце XVIII века такое звучание – да и еще и в самом начале симфонии! – казалось диковинным звуковым эффектом (а Гайдн любил такие эффекты – в некоторых случаях ради шутки, иногда ради вполне серьезных целей). В Пятом концерте Сен-Санс отразил свои слуховые впечатления от путешествия по Египту, поэтому этот опус – один из самых экзотических представителей жанра фортепианного концерта. «Мистерию момента» Дютийе написал для струнных, цимбал и ударных. В этом малоконтрастном в тембровом отношении сочинении композитор все же нашел множество «цветовых» граней, выявил россыпи звуковых бликов. Вообще, идея ценности момента легко соотносится с главным принципом Дютийе (жизненным и эстетическим): наслаждаться, опьяняться, радоваться и рисковать. Этот принцип он озвучил в одном из поздних интервью: мэтру французской музыки было тогда за 90.

13 мая в Театре Елисейских полей программу из сочинений Бетховена, Сибелиуса и Чайковского представят филармонический оркестр под управлением Пааво Ярви и Вадим Репин.

Следует высказать предположение, что под «Philharmonia Orchestra», заявленным в афише Théâtre des Champs-Élysées, подразумевается Парижский оркестр (Оркестр де Пари). Если предположение неверно, на уровне исполнения это ни в коей мере не скажется, поскольку маэстро Ярви обладает удивительным качеством открывать прекрасное звучание у любого коллектива, с которым он работает (а таких – изрядное количество).

В анонсе Театра особо подчеркивается элегантность интерпретации Пааво Ярви, его особое чувство фразы. К этому следовало бы добавить и чувство оркестра. Маэстро стремится быть новым с каждым коллективом: «Я никогда не буду играть Бетховена с парижским оркестром так, как я играю его с оркестром из Германии», — говорил он в одном из интервью.

Итак, в Театре Елисейских полей прозвучат увертюра «Эгмонт» Бетховена, Шестая симфония Чайковского и Скрипичный концерт Сибелиуса. Несмотря на то что концерт — один из столпов репертуара Вадима Репина, скрипач постоянно находит в нем что-то удивительное. Часто, по его признанию, интересные детали рождаются в дискуссиях с дирижером.

14 мая в Вене, в знаменитом «Мюзикферайн» — Musiкverein – оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева и Анна Нетребко исполнят сочинения Верди и Стравинского. Итальянский маэстро представлен отрывками из опер «Набукко», «Аида» и «Сила судьбы», Игорь Федорович – сюитой из «Жар-птицы».

Жаль, что в концерт не включены арии леди Макбет: именно эта партия занимает сейчас ключевую позицию в вердиевском репертуаре певицы. Но известно, что Анна нередко в последний момент может усложнить и дополнить программу. Хотя и без кровавой леди вокальная часть афиши впечатляет: сцена и ария Абигайль из «Набукко» («Ben io t’invenni…Anch’io dischiuso»), ария Аиды («Ritorno vincitor»), ария Леоноры («Pace, pace, mio Dio»). Эти номера будут оттенены оркестровыми интерлюдиями.

Любопытная аннотация к майскому событию представлена на официальном сайте «Мюзикферайн». Она называется «Анна и ее король». В тексте предпринята попытка объяснить удивительную эффективность сотрудничества дивы и маэстро. Высказывается предположение, что вся соль – в происхождении героев: оба генетически связаны со своего рода приграничными территориями. Валерий Абисалович — с Осетией, Анна Юрьевна – с Кубанью, лихим казачеством. Как пишут иногда любители интернет-курьезов, это «тот случай», когда анонс следует прочитать непременно и лично во всем разобраться (даже если к музыке это не имеет никакого отношения).

Еще одно значимое событие мая с участием Анны – гала-концерт в Парижской опере, посвященный 350-летию театра. Он пройдет 8 мая. На гала Анна выступит со своим настоящим, а не метафорическим королем – супругом Юсифом Эйвазовым. Партнером звездной оперной пары станет оркестр l’Opéra national de Paris. За дирижерским пультом — Лоренцо Виотти. Это довольно молодой маэстро, но после победы на дирижерском конкурсе в Зальцбурге у него складывается очень успешная международная карьера.

15 и 16 мая в Парижской филармонии, Philharmonie de Paris, будет исполнено одно из самых монументальных сочинений ХХ века, навеянное трагическими событиями 1940-х годов, — «Военный реквием» Бриттена. В исполнении примут участие Оркестр де Пари и его хоровой коллектив (Choeur de l’Orchestre de Paris), маэстро Даниэль Хардинг и международная команда солистов: Эндрю Стэйплз (тенор), Кристиан Герхаер (бас-баритон) и Альбина Шагимуратова (сопрано).

Не все поклонники Альбины знают, что она уже несколько сезонов активно участвует в исполнении оркестрово-хоровых сочинений. Так, в ее репертуар включены Gloria Пуленка, Реквием Моцарта, Девятая симфония Бетховена. В сезоне 2012–2013’ на Лондонском фестивале искусств певица впервые исполнила очень непростую партию сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена. Сопрановая партия, в отличие от партий тенора и баритона, поющих на английском, написана на латыни. Это решение было принято совместно композитором и Галиной Вишневской, для которой и создавалась эта партия. Если тенор и баритон – это воображаемые герои той страшной войны, то сопрано – словно голос Судьбы, Неба.

22 мая «War Requiem» будет исполнен тем же составом в Эльбской филармонии. Этот концерт станет частью Гамбургского международного музыкального фестиваля.

21 мая в Москве, в Большом зале консерватории состоится сольный концерт Дениса Мацуева. Его хочется назвать так, как был назван один из самых успешных абонементов БСО: «Бетховен… и Бетховен». Денис исполнит Третью, Семнадцатую и Тридцать первую сонаты. Этот выбор позволяет проследить менявшееся с годами отношение композитора к фортепианной сонате как форме художественного высказывания: Третья – это «ранний» Бетховен, Семнадцатая — «зрелый», Тридцать первая, предпоследняя – «поздний». Слушателям предстоящий вечер подарит возможность услышать, как меняется «голос» пианиста в столь разных сонатах-монологах: концертно-виртуозной (Sonata №3), драматичной (Sonata №17) и лирико-философской (Sonata №31).

Сегодня все реже появляются рецензии, основная интонация которых отражается в реплике: «трудно было ожидать от человека-фейерверка такого глубокого исполнения». Может быть, это как раз связано с частым обращением Мацуева к музыке Бетховена. И вот уже критики (кстати, в основном зарубежные) замечают, как красноречив, глубок пианист в позднем Бетховене. Конечно, метафоры типа «виртуальный танк» и даже предположения о сделке с дьяволом продолжают украшать рецензии, однако в них все чаще появляются многозначительные «но» и любопытные выводы: «Мацуев, может быть, не поэт. Он больше рассказчик, художник, герой действия» (из отзывов на концерт в Бостоне, 2016). Во многом благодаря Бетховену брутальные метафоры и экзотические предположения скоро исчезнут совсем и о мацуевском прочтении станут писать так же серьезно и взвешенно, как о Бетховене Юдиной, Гилельса, Рихтера.

28 мая в Светлановском зале Московского международного Дома музыки Максим Венгеров и Полина Осетинская представят программу, которую с полным правом можно концептуальной. В одном из недавних интервью Полина с тоской высказалась о том, что сейчас гастролирующие музыканты обречены играть только «самое популярное» — то, что заказывают филармонии. Но откуда у менеджеров и пиар-служб взялось убеждение, что филармоническая публика готова слушать только Шопена, Листа и Чайковского?..

Нет ни малейшего сомнения в том, что публика обязательно придет в Дом музыки, чтобы услышать сочинения Мориса Равеля, Джордже Энеску, Эрнеста Шоссона, Эжена Изаи, Камиля Сен-Санса – все, что с любовью и трепетом подготовили Максим и Полина. С удовольствием бы пришли на эту программу меломаны в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Новосибирске.

И все, кто заинтересовался этой программой, наверняка согласятся с высказыванием Максима Венгерова о том, что музыка «как эмоциональная настройка» очень важна в наше беспокойное и не очень доброе время. «Люди должны посвящать музыке и, может быть, каким-то духовным практикам больше времени, потому что это пойдет нам всем только на пользу. Для принятия правильных решений ум должен быть ясным. <…> Музыка — зерно победы добра над злом», — убежден скрипач.

 

Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона