Балетная афиша октября: Милан, Лондон, Москва, Санкт-Петербург

24, 26, 29 октября «Ла Скала» приглашает на «Евгения Онегина». Это балет, поставленный Джоном Крэнко на музыку Петра Ильича Чайковского. Но в партитуре спектакля нет заимствований из знаменитой и всеми любимой оперы, хотя именно она стала импульсом, побудившим Крэнко к работе над балетным спектаклем. Его привлекла возможность показать три яркие массовые сцены: сельский праздник, скромный бал в поместье и блистательный петербургский бал – и, конечно, историю денди, не разглядевшем в гадком утенке прекрасного лебедя.

Музыкальной основой постановки стали пьесы из цикла «Времена года» и ряд других фортепианных сочинений, фрагменты оперы «Черевички», увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» и симфонической поэмы «Франческа да Римини».

Подготовку исполнителей к «Онегину» осуществляют Агнета и Виктор Валку. В прошлом сами танцевавшие Татьяну Ларину и Евгения Онегина, они теперь — хранители хореографического текста Крэнко. Агнета и Виктор занимаются возобновлением «Онегина» в ведущих театрах мира. «Совершенный образец современной танцевальной драмы с ярко экспрессивными дуэтами, мастерски разработанными характерами» — так определяется статус балета Джона Крэнко.

Известно, что, готовясь к премьере в Штутгарте (1965), хореограф показывал своей первой Татьяне Марсии Хайде советский фильм-оперу «Евгений Онегин», в котором снимались драматические артисты, а пели солисты Большого театра (Галина Вишневская записала партию главной героини). У сегодняшних артистов балета очень много источников для вдохновения, для попадания в образ: несколько экранизаций, масса оперных постановок, литературные эссе. Что выберут звезды миланского спектакля?..

Заглавную партию исполнит Роберто Болле. Татьяной станет Марианела Нуньес. За дирижерским пультом – Феликс Коробов.

В октябре в «Ковент-Гарден» пройдет серия показов «Манон» — знаменитого спектакля Кеннета Макмиллана (1974). Так, 5 октября в дневном спектакле главные партии исполнят Сара Лэмб (Манон) и Вадим Мунтагиров (де Грие). 12 октября трагическую историю любви расскажут Марианела Нуньес и Роберто Болле. А 15 и 19 октября (в вечернем показе) на сцену выйдут Наталья Осипова и Дэвид Холберг.

Сегодня Макмиллан и его спектакли – абсолютная классика. Более того: появление любой постановки британского мастера в репертуаре театра – беспроигрышное решение. Трудно представить, что «Манон» создавалась Макмилланом в кризисный период. После массированной атаки критиков на его балет «Анастасия» он терзался сомнениями, неуверенностью. К счастью, как большой творец, Макмиллан превратил кризисную ситуацию в поисковую и нашел для «Манон» замечательные драматургические и танцевальные идеи.

22 ,23, 24 и 25 октября в лондонском театре «Сэдлерс Уэллс» (Sadler’s Wells Theatre) Наталья Осипова представит сольную программу «Pure Dance» — «Чистый танец». В нее вошли номера, созданные Юкой Оиши, Энтони Тюдором, Алексеем Ратманским, Кимом Брэндстрапом, Роем Ассафом, Иваном Пересом. «Каждая часть этой программы отражает мой личный вкус и надежды на будущее искусства, которое мне так дорого», — признавалась Наталья, готовясь к премьере «Pure Dance».

Юка Оиши поставила для балерины номер «Аве Мария» на музыку Шуберта. «Когда я начала выбирать тему, интуиция подсказала мне обратиться к женской сущности Натальи. Мне представлялось, как она танцует в простом белом платье под мощную, но красивую композицию», поясняет хореограф. «”Аве Мария”» — о женщине, ее силе любви и чувствительности», — добавляет Наталья.

Па-де-де из мини-спектакля Энтони Тюдора «Листья опадают» Наталья исполнит вместе с Дэвидом Холбергом. Он же будет ее партнером в «Грустном вальсе», поставленном Алексеем Ратманским на музыку Сибелиуса. Дэвид исполнит также сольный номер Кима Брэндстрапа «В отсутствии», вдохновленный музыкой Баха.

Джейсон Киттельбергер станет партнером Натальи в номере «Шестью годам позже», поставленном Роем Ассафом на музыку Бетховена и Пярта, неожиданно дополняемую неакадемическими композициями. Это история пары, встретившейся после долгой разлуки.

Вместе с Джонатаном Годдардом балерина представит «Трепет» — миниатюру Ивана Переса на музыку Дворжака. «”Трепет”» – живой, резонирующий танец, представляющий собой простую метафору “прыжка в бездну”, “шага в неизвестность”», — поясняет постановщик.

4, 5 и 6 октября в Большом театре будет показан балет «Иван Грозный», созданный Юрием Григоровичем на музыку Сергея Прокофьева. Нужно сразу уточнить, что балета «Иван Грозный» Сергей Сергеевич не писал. Он создал гениальную музыку к гениальному фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Основа балета Григоровича – номера из музыки к указанному фильму и фрагменты других прокофьевских сочинений: «Русской увертюры», кантаты «Александр Невский», Третьей симфонии. Подготовил партитуру к спектаклю композитор Михаил Чулаки. В течение многих лет он возглавлял Большой театр СССР.

Премьера «Ивана Грозного» в Большом состоялась в 1975 году. Обновленная хореографическая редакция, выполненная Григоровичем, была показана на сцене театра в 2012 году.

4 и 6 октября главные партии в спектакле исполнят: Михаил Лобухин (Иван IV), Светлана Захарова (Анастасия), Денис Родькин (князь Курбский).

В дневном спектакле 5 октября заняты: Игорь Цвирко (Иван IV), Анна Никулина (Анастасия). В вечернем спектакле — новый состав: Иван Васильев (Иван IV), Ольга Смирнова (Анастасия), Артем Овчаренко (князь Курбский). За дирижерским пультом на всех октябрьских показах — Антон Гришанин.

13 октября в Санкт-Петербурге в Большом концертном зале «Октябрьский» и 15 октября в Москве в Крокус Сити Холле Сергей Полунин представит программу «Satori». Этот японский термин, возникший в недрах буддизма, означает пробуждение, просветление, видение своей истинной природы. В анонсах активно подчеркивается связь между названием и желанием Сергея освободиться от «оков» классического балета. Но так ли обременительны эти «оковы»?..

Премьера программы в Лондоне состоялась в декабре 2017 года. Ее уже видели во многих странах. Сейчас – больше турне по России.

В создании программы, или, как говорится в пресс-релизах, шоу, участвовали яркие персоны: режиссер Габриэль Марсель дель Веккио («Cirque du Soleil»), композитор Лоренц Дангель/Lorenz Dangel.

Идея«Satori» — рассказ о жизненном пути Сергея Полунина, об открытии ее смыслов.

Программу составили три одноактных балета: это «Первое соло», созданное Андреем Кайдановским, «Скрябиниана» Касьяна Голейзовского, и собственно «Сатори» — хореографическая история, поставленная Сергеем Полуниным и им самим рассказываемая. Почти все критики отмечают как удачную находку роль мальчика – то есть самого Сергея в раннем возрасте. Интересна и сценография «Сатори», выполненная в японском стиле.

В Михайловском театре 10 октября будет показан «Дон Кихот» с Иваном Васильевым в партии Базиля. Это классический спектакль в хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского: он настолько красив, эффектен и понятен, что именно с него можно начинать знакомство с жанром балета. То обстоятельство, что ведущую мужскую партию исполняет именно Васильев, позволяет сказать: не можно, а нужно начинать. Полезная информация для родителей: если вы отправитесь на спектакль с ребенком, шепните ему в антракте, что балетом Иван Васильев занимается с 4 лет.

12 октября Иван выступит в партии Фрондосо в «Лауренсии». Балет Александра Крейна был впервые поставлен в 1939 году Вахтангом Чабукиани. В какой-то мере появление этого балета – социальный заказ. Он был заказан Большим театром в 1936 году: тогда в Испании началась гражданская война. По прекрасным книгам и фильмам (включая легендарных «Офицеров» Владимира Рогового), мы знаем, как эта война связала испанский и советский народы. И сегодня благодаря прекрасной и очень эффектной хореографии спектакль Чебукиани выдерживает конкуренцию с балетной классикой. В Михайловском театре «Лауренсия» идет в редакции Михаила Мессерера.

Очень важный момент в этой редакции – связь времен. В течение вечера дается несколько видеонапоминаний о «Лауренсии» 1939 года с самим Чебукиани в партии Фронодосо: это афиша премьерного спектакля, высвеченная на занавесе, и кинокадры, на которых запечатлен Чебукиани-Фрондосо в финальной сцене. Видеоряд образует выразительный художественный контрапункт к живому спектаклю Михайловского театра.

За дирижерским пультом — Валентин Богданов.

Алевтина Бояринцева

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона