Балетная афиша января: Париж, Милан, Лондон, Мюнхен, Москва

«Опера Гарнье»/«Гранд Опера»

20, 21, 22, 23, 26, 29 января в «Опера Гарнье»/«Гранд Опера» (Opera Garnier/Grand Opera) состоится вечер, посвященный двум великим французским композиторам – Клоду Дебюсси и Морису Равелю. В программе два спектакля: балет «Послеполуденный отдых фавна», поставленный хореографом Анной Терезой де Кеерсмакер на музыку Дебюсси, и опера-балет Равеля «Дитя и волшебство» в постановке Ричарда Джонса и Энтони Макдональда (хормейстер – Хосе Луис Бассо, хореограф – Амир Хосейнпур).

Анна Тереза де Кеерсмакер – выдающаяся бельгийская танцовщица и хореограф, крупнейшая фигура современного танца. Она начинала как классическая танцовщица, работала в труппе Мориса Бежара, затем переключилась на современный танец. Известность ей как хореографу принес балет «Фаза» (1982) на музыку Стива Райха – переложение музыки минимализма на язык танца, «марафон, в котором тело брошено на стену абстрактной структуры», по выражению самой Кеерсмакер. Этот балет стал отправной точкой для современного танца, развившегося в 80-х во Фландрии.

Сегодня Анна де Кеерсмакер занимает особое место среди всех остальных представителей современного балета. В 1983 году она основала собственную балетную компанию «Rosas» и создала проект «Rosas danst rosas», который принес труппе международное признание. В 1995 году совместно с Брюссельской Королевской Оперой La Monnaie открыла новую международную школу современного танца PARTS, в которую сейчас стремятся попасть юные артисты со всего мира. Среди учеников Анны де Кеерсмакер сегодняшние законодатели хореографической моды: Сиди Лабри Шеркауи и Акрам Хан. В 1996 году король Бельгии удостоил Кеерсмакер титула баронессы.

В 2018 году «гранд-дама современного танца» дважды приезжала в Москву. Фестиваль «Территория» показал каноническую «Фазу» в исполнении самой Кеерсмакер. Фестиваль «Черешневый лес» показал второй ее знаковый балет –  «Дождь» в исполнении труппы Rosas.

В «Послеполуденном отдыхе фавна» Кеерсмакер вместе с артистами компании Rosas вновь блестяще соединяет чистое движение и музыку. Продолжит вечер опера-балет «Дитя и волшебство», написанная Равелем в 1925 году по сказке-притче Габриэль Колетт. Постановка Ричарда Джонса и Энтони Макдональда сочетает дух волшебной сказки и Прекрасной эпохи.

Ла Скала

24, 25, 28, 31 января театр Ла Скала приглашает на премьеру одноактных балетов «Вечер ван Манен – Пети». Ханс ван Манен и Ролан Пети – иконы в истории современного балетного танца, чьи работы отличает оригинальность и безошибочность стиля.

Ханс ван Манен (род. 1932), ныне здравствующий нидерландский хореограф, до сих пор ставит по одному шедевру в год. На его счету более 120 балетов, поставленных для основанного им Национального балета Нидерландов и крупнейших театров Европы. Стиль ван Манена, сформировавшийся под влиянием Джорджа Баланчина, лаконичен: соединение классики и модерна, чистота линий, простота математически выверенных пропорций. В его постановках отсутствует сюжет, но сам хореограф не считает их абстрактными, ведь за математической взвешенностью структур его балетов всегда стоят человеческие эмоции.

Зрители смогут увидеть три постановки нидерландского хореографа – знаменитую, ставшую классикой, лирико-романтическую работу «Адажио Хаммерклавир» на музыку Людвига ван Бетховена, «Kammerballet» на музыку Кара Караева, Джона Кейджа, Доменико Скарлатти и «Сарказмы» на музыку Сергея Прокофьева. Стоит отметить, что два последних балета никогда ранее не исполнялись артистами труппы балета Ла Скала, так что нас ждет премьера.

О Ролане Пети говорят, что он самый французский из всех французских балетмейстеров, сумевший в своих 160 постановках передать дух нации. Он – классик ХХ века и основоположник современного балета во Франции.

В спектакле будут представлены две работы великого хореографа: «Борьба ангелов» и «Юноша и смерть».

«Борьба ангелов» – фрагмент (па-де-де Мореля и Сен-Лу) из балета «Пруст или перебои сердца», поставленного Пети в 1974 году на музыку Габриэля Форе (Элегия до-минор для виолончели и оркестра). Мужской дуэт о взаимоотношениях офицера-аристократа Сен-Лу (светлый ангел, воплощение мужества и мужской красоты) и скрипача из низов Мореля (темный ангел) является шедевром балетного и актерского мастерства.

Вторая работа Ролана Пети, ставшая классикой ХХ века, знаменитая мимическая драма на сюжет Жана Кокто «Юноша и смерть». В 1946 году начинающий хореограф сочинил эту экзистенциальную новеллу о художнике, который ждет любимую, а встречает собственную смерть, на джазовую музыку, в которой звучала тема популярной американской песенки «Френки и Джонни». Однако накануне премьеры Кокто потребовал заметить нехитрый мотивчик на «Пассакалию и фугу си минор» Иоганна Себастьяна Баха в обработке Отторино Респиги. Парижская публика пришла в восторг, и с тех пор этот двадцатиминутный спектакль для двоих исполнителей остается любимейшим произведением и для зрителей, и для артистов. Партию Юноши танцевали все кумиры ХХ века – Жан Бабиле, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Николя Ле Риш. В программе этого вечера Юношей будет итальянский красавец Роберто Болле. Ролан Пети поставил эту версию балета специально для него в 2006 году.

В спектакле принимают участие балетная труппа театра Ла Скала и балетная труппа Нового театра Ла Скала.

Ковент-Гарден

В январе в «Ковент-Гарден» (Royal Opera House/ Covent Garden) пройдут показы роскошного балета-феерии Петра Ильича Чайковского «Спящая красавица». 9, 11 (дневной показ), 15 января партию принцессы Авроры исполнит Марианела Нуньес, а партию принца Флоримунда – Вадим Мунтагиров. 11 (вечерний показ) и 16 января на сцену выйдут Лорен Картбертсон и Федерико Бонелли.

Даже вечно недовольный собой Чайковский в письме к другу признал: «Спящая красавица – едва ли не лучшее из моих сочинений». В репертуаре Королевского балета «Спящая красавица» занимает особое место. Этой постановкой в 1946 году был открыт первый балетный сезон «Ковент-Гарден» после Второй Мировой войны. Роль прекрасной принцессы Авроры исполнила Марго Фонтейн, а роль принца Флоримунда – Роберт Хелпманн. Шестьдесят лет спустя в 2006 году директор Королевского балета Моника Мейсон и Кристофер Ньютон восстановили оригинальную постановку 1946 года, вернув на сцену дизайн и великолепные костюмы Оливера Месселя.

В современной трактовке замечательная хореография XIX века Мариуса Петипа мастерски сочетается с номерами, созданными специально для Королевского балета Фредериком Аштоном, Энтони Дауэлом, Кристофером Уилдоном.

Театр Принца-Регента

10, 11, 12 января в мюнхенском Театре Принца-Регента (Prinzregententheater) мы сможем увидеть Сергея Полунина в проекте «A Jour» / «Современные хореографии». В программе одноактные балеты «Сесил Отель» (хореография – Андрей Кайдановский, музыка – Дмитрий Чеглаков) и «Смерть и девушка» (хореография – Эдвард Льянг, музыка – Франц Шуберт), в которых заняты артисты Баварского государственного балета.

Русский анфан террибль Сергей Полунин выступит в сольном балете «SACRÉ», поставленном специально для него японской танцовщицей и хореографом Юкой Оиши. Музыкальной основой послужила музыка Игоря Стравинского к балету «Весна священная», драматургическая основа – судьба гениального танцовщика Вацлава Нижинского, которому и посвящена эта постановка. Хореограф считает, что именно Полунин был способен найти точные выразительные средства для того, что рассказать сложную трагическую историю героя.

«Нижинский – легендарный танцовщик и хореограф, – говорит Юка Оиши. – Когда я услышала музыку «Весны священной» (Le Sacre du printemps) Стравинского, всё идеально сошлось. В этой работе я попыталась приблизиться к человеческой природе, а не к безумию. Я хотела работать со светом и тенью, с фактами и эмоциями, с тем, что есть во всех нас. SACRÉ – это напряженная, лаконичная история преследований, сомнений и внутренних конфликтов, рассказанная универсальным языком танца. Однажды «Весна священная» уже потрясла публику – произведенный ею эффект был подобен разрыву бомбы и ознаменовал новую эру в истории музыки. Сегодня SACRÉ воплощает в себе эволюцию балета на новом витке».

Большой театр

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 января в Большом театре можно будет увидеть балет «Щелкунчик» на музыку Петра Чайковского, в постановке Юрия Григоровича, дирижер – Павел Сорокин.

В новогодние праздники встреча с прекрасной сказкой Гофмана, которая одинаково интересна как детям, так и взрослым, особенно приятна. С первых тактов музыки, с первой снежинкой, летящей над сценой, зрители ощущают предвкушение настоящего праздника. Волшебная музыка Чайковского способна в мгновение ока превратить уставших взрослых в ожидающих чуда детей.

Первая постановка легендарного балета состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре (Санкт-Петербург). По сценарию и подробным указаниям тяжело заболевшего Мариуса Петипа её осуществил второй балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Сейчас в это трудно поверить, но критика была противоречивой – как положительной, так и резко отрицательной. Однако спектакль продержался в репертуаре театра более тридцати лет.

В ХХ веке множество хореографов – от великого классика Джорджа Баланчина до авангардиста Марка Мориса – обращались к сказке Чайковского. Для одних это были безмятежные воспоминания о детстве, для других – попытки найти сказку в прозаичной современной жизни, для третьих – эпатажные аттракционы.

«Щелкунчик» Юрия Григоровича живет на сцене Большого театра с 1966 года. Первыми исполнителя главных партий были Екатерина Максимова (Мари) и Владимир Васильев (Щелкунчик-принц).

Версия Григоровича наполняет «Щелкунчика» гофмановским мистицизмом и таинственностью. Хореограф превратил наивную детскую сказку в философское размышление о недостижимости идеального счастья, сделав этот балет классикой ХХ века.

Главные партии в предстоящем спектале исполнят ведущие солисты Большого театра:

Мари – Мария Виноградова, Анастасия Горячева, Ксения Жиганшина, Нана Капцова, Кристина Кретова, Елизавета Крутилева, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Евгения Образцова, Марианна Рыжкина, Элеонора Свенард, Анастасия Сташкевич, Анна Тихомирова, Дарья Хохлова, Маргарита Шрайнер

Щелкунчик-принц – Артемий Беляков, Андрей Болотин, Иван Васильев, Александр Волчков, Дмитрий Гуданов, Клим Ефимов, Владислав Лантратов, Михаил Лобухин, Вячеслав Лопатин, Артем Овчаренко, Денис Родькин, Руслан Скворцов, Давид Мотта Соарес, Якопо Тисси, Дэвид Холберг, Игорь Цвирко, Семен Чудин

 

Екатерина Романова, специально для ТБП «Бинокль»

 

 

При использовании материала ссылка на источник обязательна.

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона