Балетная афиша апреля: Москва, Санкт-Петербург, Милан, Гамбург

4, 5, 6, 7 апреля Большой театр приглашает на премьеру «Зимней сказки», поставленной Кристофером Уилдоном на музыку Джоби Тэлбота и визуализированной сценографом Бобом Краули. Балет создавался для лондонского Королевского балета в 2014 году, после триумфа «Алисы в Стране Чудес», выпущенной этой же командой. Но если, по признанию создателей, в работе над «Alice’s Adventures…» было много смеха, а сам спектакль напоминал шоу, то «The Winter’s Tale» потребовала движения к высокой цели — красивой и понятной адаптации шекспировской истории для балетной труппы. Нужно было разобраться со всеми сложносплетениями сюжета и запутанными отношениями Леонта, Гермионы, Утраты, Флоризеля и прочих полусказочных, полуреальных героев и создать ту версию, для которой танец  — единственно верная форма.

В спектакле современно все: атмосфера, музыка, пластика, ландшафт. Но в нем нет царапающей, манифестирующей новизны. Авторы в предпремьерном интервью поделились странным ощущением: кажется, говорили они, что и музыке, и тому, что на сцене, — много лет. И у  публики рождается то же странное, но приятное ощущение знакомости.

Имена исполнителей, которым первыми представят «Зимнюю сказку» российским ценителям балета, будут объявлены позднее. Известно, что с высоты дирижерского подиума  им будет помогать Антон Гришанин.

3 апреля в Михайловском театре пройдет «Дон Кихот» с участием  Ивана Васильева. Базиль — одна из любимых партий Ивана. Но это не тот герой, который должен взрослеть вместе с исполнителем. И хотя Иван сейчас уже и хореограф, и глава собственной танцевальной компании (V.I.V.A.T), ощущение собственной значимости не проявляется в его характере. И Базиль Васильева по-прежнему ярок и энергичен. В Михайловском театре балет, поставленный Петипа и Горским, идет в общей хореографической редакции Михаила Мессерера. За дирижерским пультом – Павел Сорокин.

6 апреля Иван появится на сцене театра в «Корсаре»: он исполнит партию Али, верного друга Конрада. В феврале этого года балет в редакции Фаруха Рузиматова вернулся в репертуар Михайловского — к радости поклонников романтического зрелищного балета.

9 апреля на сцене Эрмитажного театра Михайловский представит вечер одноактных балетов. Откроет программу пластический спектакль для артистов балета и хора «Карусель», созданный Александром Омаром, а продолжит — «Блудный сын», поставленный Иваном Васильевым.  Иван неоднократно исполнял заглавную партию в знаменитом «Блудном сыне» Баланчина, поставленном на музыку Сергея Прокофьева.

Для своего хореографического опуса Васильев выбрал сочинения Камиля Сен-Санса. Надо сказать, что его музыка, за исключением легендарного «Лебедя», редко оказывается в поле внимания хореографов. Но Иван, для которого «Блудный сын» — это уже девятая постановка, не чувствует себя толкователем великих текстов. Он стремится создать свой текст. Его герой, нарушая наши культурные ожидания, оказывается в некой оппозиции не с отцом, а с матерью. А дальше… «Мир, в который он стремился, выжимает героя, как губку, оставляет ему пистолет с одним патроном. <…> Отчасти это хэппи-энд, поскольку в нем по-прежнему остается потенциал, только уже подкрепленный опытом, который наверняка облагородит его будущие искренние порывы. Жизнь его не уничтожает, а делает сильнее», — так рассказывает хореограф Иван Васильев о своем Блудном сыне и своем понимании мифа о возвращении.

Ценители балетной классики могут смело отправляться на его спектакль, поскольку сам постановщик – убежденный «классик»: «Когда работаешь с профессиональными артистами балета, которые 9 лет учились классическому танцу, нельзя заставить их изображать собаку», — заявляет Иван, и мы с ним охотно соглашаемся. Напомним, что новый  «Блудный сын» — прекрасная возможность получить удовольствие от работы Васильева-хореографа и Васильева-артиста одновременно: Иван сам исполнит заглавную партию в балете.

7, 10, 12, 14, 20 апреля балетная труппа «Ла Скала» представляет итальянскую премьеру «Woolf Works» Уэйна Макгрегора на музыку Макса Рихтера. Основой балета стали романы Вирджинии Вульф. Ее тексты — одно из самых необычных явлений в литературе первой половины ХХ века. А ее судьба — один из драматичных примеров борьбы за право на творчество (ее Вирджиния выиграла) и на счастливую жизнь (а ее — проиграла). Едва ли не самым проникновенным эпизодом спектакля становится чтение предсмертного письма Вульф.

Что особенно дорого Макгрегору в творчестве писательницы? Движение против течения. «Она писала, нарушая и разрушая все правила – и касательно расположения слов в предложении, и касательно способов выражения мысли. Для меня это – идеальный вариант, ибо позволяет нарушить все правила балета; смешать, расслоить форму и время – и погонять зрителя взад-вперед по хронологии», — объясняет хореограф, нашедший, может быть, самый лучший путь для инсценировки сложных текстов писательницы.

Три акта балета — I now, I thenThe BecomingsTuesday — строятся на образах и фабулах трех романов: «Миссис Дэллоуэй», «Орландо» и «Волны».

Так же, как и на мировой премьере «Сочинений Вульф» в Лондоне (2015), в миланских спектаклях примут участие Федерико Бонелли и Алессандра Ферри. О Ферри стоит сказать особо: она —  одна из самых элегантных балетных див —  исполнит партии взрослой Клариссы Дэллоуэй и alter ego Вирджинии Вулф.

Балетного обозревателя Guardian Джудит Макрель особенно впечатлили «глубина и масштаб устремлений, неотвязные мысли о памяти, безумии и времени». В первом акте (по «Миссис Дэллоуэй») критик отметила огромный диапазон хореографических средств – от деликатнейшей интимности до танца «по направлению к безумию». Совсем другой мир представлен во втором акте (по «Орландо»): это «взрыв в стиле хай-тек, ломающая время фантазия». Последний акт, открывающийся строками из предсмертного письма Вирджинии, – это почти мифологический образ течения жизни: от рождения до могилы.

Тем, кому посчастливиться увидеть этот балет в Милане, обязательно перечитают – или прочитают впервые — романы Вульф. Работа Макгрегора поможет по-новому взглянуть на сложный текст.

Все миланские спектакли «Woolf Works» пройдут под управлением Олега Каэтани (сын выдающегося маэстро Игоря Маркевича).

29 апреля в Гамбургской государственной опере можно будет увидеть «Анну Каренину» — балет Джона Ноймайера, вдохновленный Львом Толстым. Именно так звучит полное «имя» спектакля, поставленного маэстро в 2017 году совместно с Большим театром и Национальным балетом Канады.

Вот уже год российская публика имеет возможность видеться с «Анной» Ноймайера в Москве, в Большом. Но еще интереснее получить впечатление от спектакля на его родине, в Гамбурге — в творческой лаборатории хореографа.

В романе Толстого Ноймайера увлекли не только яркие главные герои и драматичный сюжет, но и полифония смыслов, тем, тематических связей. Спектакль, по замыслу создателя, должен был вобрать в себя как можно больше смысловых уровней. Вероятно, это стремление к объемности смыслов побудило Ноймайера отказаться от исторических примет романа. Его Анна – супруга энергичного, амбициозного современного политика, нуждающегося в семье как части благоприятного имиджа. Большинство примет современности не смущает: пожалуй, одним из немногих смущающих моментов является сигарета в руках главной героини.

Пластический язык Ноймайера, как всегда, экспрессивен. Может быть, кому-то чуть не хватит нежности к Анне. Но, наверное, любить и жалеть выдуманного героя по-настоящему могут только читатели, слушатели, зрители с безбрежной русской душой.

Музыкальная основа спектакля – сочинения Чайковского, Шнитке, Кэта Стивенса (Юсуфа Ислама). Этот любопытный коллажный выбор продиктован стремлением сделать более рельефными рубежи между погруженностью в чувства (Чайковский), отчаянием и страхом (Шнитке), простыми — в данном случае Левинско-фермерскими — радостями жизни (Кэт Стивенс).

Ожидая, когда будет объявлен состав исполнителей, можно познакомиться с рецензиями на спектакль в Большом. При этом стоит помнить, что во многих случаях кадры действительно решают все: артисты, для которых язык Ноймайера – родной, конечно, проживают драму Анны и ее королей иначе, чем те, для которых ноймайровская хореография  — объект напряженных языковых штудий.

За дирижерским пультом — Саймон Хьюитт, главный дирижер Гамбургского балета, участник многих грандиозных проектов Джона Ноймайера.

 

Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»

Обсуждение закрыто.

  • Наш телефон: (495) 225-8334
    Skype: tbpbin
    Отправить запрос с сайта (заполните форму и нажмите кнопку "отправить") Наши сотрудники в кратчайшие сроки предоставят Вам всю необходимую информацию, помогут подобрать отель и забронировать необходимый набор услуг.
  • Уважаемые господа поклонники музыкального театра и классической музыки!
    Теперь у вас появилась возможность предложить нам свои билеты, которыми вы по какой-либо причине не планируете воспользоваться.

  • Предлагаем Вам подписаться на нашу рассылку. Вы будете получать анонсы наиболее значимых событий текущего сезона