9 февраля в Михайловском театре будет показан «Дон Кихот» Минкуса в хореографии Мариуса Петипа и Александра Горского. Партию Базиля исполнит Иван Васильев. Артист считает, что по характеру он скорее Спартак: «Лидерские качества, чувство справедливости и желание преодолевать явно берут верх», — сказал Иван о себе в одном из интервью. Однако и Базиль – не робкого десятка. Асаф Мессерер, один из лучших Базилей Большого театра советского периода, попробовал в «Дон Кихоте» выйти из амплуа «аккомпаниатора балерины». Его почти акробатические находки закрепились в хореографическом тексте, и сегодня партия Базиля весьма темпераментна, бравурна и очень эффектна. Разумеется, такой энергичный человек, как Иван, не смог остаться в стороне от эксперимента: он добавил своему герою еще несколько виртуозных приемов, сделав просто неотразимым.
22, 23, 24 февраля на Новой сцене Большого театра будут показаны два одноактных балета: «Артефакт-сюита» Уильяма Форсайта на музыку Иоганна Себастьяна Баха и Эвы Кроссман-Хехт и «Петрушка» Эдварда Клюга на музыку Игоря Стравинского. Премьера этой балетной программы состоялась 20 ноября 2018 года и вызвала немалый интерес: кого-то впечатлила абстрактно-концептуальная история «Артефакта», кого-то – «игрушечная» простота «Петрушки», а кто-то просто наслаждался мастерством балетной труппы Большого. И, конечно, не остались незамеченными недетских размеров матрешки от сценографа «Петрушки» Марко Япеля.
Новейшая компактная версия «Артефакт-сюиты» создавалась Форсайтом в 2004 году для Шотландского национального балета. А при рождении, в 1984-ом, это был большой четырехактный балет с непростым сюжетом. В компакт-версии Форсайт отказался от сюжетной линии. В результате мы наслаждаемся чистым танцем в двух эпизодах: первый – тот, что музыку Баха, — отдан солистам, а второй – на музыку Эвы Кроссман-Хехт – разыгрывается кордебалетом. К последнему, кстати, Форсайт предъявляет исключительно высокие требования. Да и в целом появление балета этого хореографа в репертуаре Большого – это и интеллектуально-пластический квест, и новая художественная высота. Как заметила критик Татьяна Кузнецова, ”Артефакт-сюита” — своеобразный пропуск в мировую балетную элиту». Также она обратила внимание на некоторую «академичность московского Форсайта». Что ж, пусть это будет не недостаток, а стилевой шарм.
На ноябрьских спектаклях в «Артефакт-сюите» блистали Вячеслав Лопатин и Анастасия Сташкевич, Семен Чудин и Ольга Смирнова. Состав февральских показов пока не анонсирован, но априори известно, что это будут артисты, идеально соответствующие арт-концепции Форсайта.
Продолжит вечер «Петрушка» — менее концептуальный, но не менее интригующий. К хорошо знакомой пластике кукол хореограф добавил немало любопытных штрихов. Интересно решена судьба Фокусника: в конце он оказывается такой же куклой, как и его подопечные. На премьере главные партии исполнили Катерина Крысанова, Денис Савин, Георгий Гусев, Антон Савичев. Возможно, кто-то из них появится и в феврале. За дирижерским пультом — Павел Клиничев.
25 февраля Венская опера — Wiener Staatsoper — приглашает на «Лебединое озеро» Чайковского. Это версия Рудольфа Нуреева, созданная на основе хореографии Петипа – Иванова в 1964 году. Еще до появления этого спектакля, Нуреев-танцовщик внес оригинальные нюансы в партию принца Зигфрида. Он сделал его тоскующим, меланхоличным. Очевидной стала концентрация внимания на герое – мечтающем о другой реальности, о недоступной деве-птице и испытывающем глубокий внутренний конфликт. На премьере в партии Зигфрида выступил сам Нуреев, его Одеттой-Одилией стала Марго Фонтейн. История сохранила количество их поклонов после спектакля: 89 (!). Автором возобновления стал Манюэль Легри: кстати, в 21 год, блистательно начав карьеру в балетной труппе Парижской оперы, он получил титул «этуаль» от Рудольфа Нуреева.
В февральском спектакле-возобновлении главные партии исполнят Роман Лацик и наша Людмила Коновалова, выпускница Московской государственной академии хореографии. За дирижерским пультом — Пол Коннелли.
17, 19, 20, 21, 22, 23 и 26 февраля в Парижской опере – Opéra national de Paris — также можно увидеть нуреевскую версию «Лебединого озера». Постановка сохраняется в репертуаре театра с 1984 года. В парижской версии еще отчетливее проявились «фрейдистское измерение» и «глубокая безнадежность» (из анонса театра). За дирижерским пультом – Валерий Овсяников. Солисты будут объявлены позднее.
Алевтина Бояринцева, специально для ТБП «Бинокль»